Какими бывают туристические рюкзаки
В туризме принята классификация походов по категориям сложности. Однако есть и более специфическая шкала – по массе груза, который приходится брать с собой. Длительный переход в диких условиях подразумевает, что с собой берётся несколько килограммов еды, спальник, топливо, сапёрная лопатка, топорик и прочие инструменты, посуда, палатка… Поэтому классические туристические рюкзаки имеют объём до 200 литров, а к ним нередко прикрепляются навесные карманы, пристёгивающиеся петли и тому подобное.

Фото: activizm.ru
Если вся эта конструкция рассыпается, отремонтировать её, не имея опыта, чрезвычайно сложно. Поэтому к туристическим рюкзакам предъявляется два основных требования: удобство (чтобы можно было нести десятки килограммов на протяжении нескольких недель) и надёжность. Первое обеспечивается продуманной системой подвески и формой основного отделения, второе – прочной тканью, хорошими швами и качественной фурнитурой.
Система подвески сильно зависит от того, к какому типу относится вещмешок. Их всего три: мягкий, каркасный и станковый. Мягкий рюкзак – это просто футляр из ткани, обычно – с малым количеством карманов, простой «круглой» или цилиндрической формы. К достоинствам мягкой модели относится ее
универсальность – упаковать в него можно почти что угодно. Однако удачная укладка вещей в таком случае – сложное дело, требующее опыта. Также эти ранцы весьма надёжны – «сломаться» в них может только сам материал, швы или одна из двух-трёх застёжек. Однако прикрепить к обычному, по сути, мешку удобную подвеску – серьёзная задача для производителей, и они, как правило, с ней не связываются.
Поэтому туристические рюкзаки, представленные на рынке, чаще относятся к каркасному типу. Такие модели оснащаются алюминиевым или пластиковым каркасом, обычно вшитым в ткань со стороны спинки, а иногда и с боков. Небольшое утяжеление оборачивается повышенной сохранностью вещей и лучшим прилеганием к спине (если рюкзак хорошо подобран). Иногда каркас можно вынуть, а вещмешок использовать как «баул» для путешествия на велосипеде или в байдарке.
Станковые модели имеют жёсткую раму. К неё крепятся ремни подвески, основной вещмешок, карманы, петли, и вообще что угодно. Это повышает универсальность рюкзаков – в сложных экспедициях зачастую выбор падает именно на них. Но использование этих дорогих и не всегда удобных моделей в случае
обычных переходов – неоправданный дискомфорт.
Независимо от конструкции подвеска должна регулироваться под рост человека и иметь бедренный грузовой ремень, снимающий часть нагрузки с лямок. Как ремень, так и лямки должны иметь ширину от 5 см, чтобы не врезаться в тело, и быть изготовлены из мягкого толстого материала.
Что касается ткани и фурнитуры, использованных при пошиве, то здесь приходится полагаться на опыт и гарантии производителей. В любом случае рекомендованным является синтетический материал. Лучший вариант – авиационный брезент (авизент) и нейлон с какой-либо пропиткой (кордура или оксфорд). Они достаточно прочны, чтобы выдержать несколько лет интенсивной эксплуатации, плохо пропускают влагу, легко чистятся. В дорогих моделях рюкзаков сочетаются несколько типов ткани разной толщины. Фурнитура изготавливается как из пластика, так и из металла – на практике прочность почти
одинакова. Надеемся, эти советы помогут Вам выбрать достойного помощника в походе. Удачи!